Блог

Историческая справка

10 фильмов про технологии

Что посмотреть на тему гаджетов, связи и искусственного интеллекта

23 декабря 2016
0 2735

Как фантазии режиссеров опередили науку?  На каких фильмах выросли Мартин Купер и Билл Гейтс? Почему «Матрица» снова в моде? И как Скарлетт Йоханссон стала идеальным чат-ботом? Мы составили список самых интересных фильмов об ИТ-технологиях, гаджетах, информационных системах и современных телеком-трендах.

Eve’s Wireless

Как это вообще возможно?

Год: 1922

Автор: неизвестен

Eve's Wireless, 1922

В 1922 году две девушки идут по центру Нью-Йорка и говорят по телефону. Согласитесь, явление не совсем обычное для начала века. Несколько лет назад британское агентство исторической кинохроники British Pathe выложило в интернет короткометражный немой фильм «Eve’s Wireless», в котором впервые была показана возможность беспроводной передачи данных.

Никто не мог понять: как это вообще возможно? Пресс-секретарь British Pathe в одном из интервью отметил: «Удивительно, но 90 лет назад возможности мобильных технологий могли бы стать реальностью». В то же время специалисты архива признались, что не могут точно определить, какая технология используется в фильме и где он был снят: действительно ли в кадре телефон, работающий от пожарного гидранта.

Впоследствии появились разные версии, объясняющие события минутного ролика. Согласно одной из них, в фильме показан всего лишь радиопередатчик, а не телефон. 

Уолл-Стрит (Wall Street)

Майкл Дуглас и первый в мире сотовый телефон

Год: 1987

Режиссер: Оливер Стоун 

В отличие от предыдущего фильма, в оскароносной картине Оливера Стоуна «Уолл-Стрит» все по-настоящему. Герой Майкла Дугласа брокер Гордон Гекко появляется в кадре с трубкой Motorolla Dyna Tac 8000X – первым коммерчески успешным сотовым телефоном. Гордон Гекко – четвертый богатейший вымышленный персонаж в списке Forbes и один из 50 главных злодеев мирового кино.

Не удивительно, что финансовый мошенник и миллионер имел в арсенале последнюю (а точнее первую) модель сотового телефона. Стоил такой аппарат почти 4000 долларов, весил 1 кг и держал заряд в течение 30 минут разговора.

Как известно, придумал первый сотовый телефон инженер компании Motorolla Мартин Купер. А вот вдохновился он мобильными технологиями именно благодаря... кино. Идея создания портативного устройства пришла к Куперу после просмотра киноэпопеи «Звёздный путь» (Star Trek), где герои используют гаджеты, очень похожие на современные модели телефонов-раскладушек.

Звездный путь (Star Trek)​

Технологии, опередившие время

Год: 1966 – наст. время

Режиссер: Джин Родденберри

В 2016 году научно-фантастической франшизе «Звездный путь» исполнилось 50 лет. За это время не только мобильные телефоны, но и другие фантазии авторов стали вполне осязаемы. Например, технологии видеосвязи появляются уже в первом эпизоде сериала. В «Ловушке для человека» (The Man Trap, 1966) герой Уильяма Шетнера капитан Кирк включает программу видеосвязи, сильно напоминающую Skype или FaceTime.

Создатели эпопеи впервые показали и прототип современного планшета  переносное устройство PADD (Personal Access Display Device). Космический iPad состоял из большого сенсорного дисплея и ручного пульта управления, был оснащен памятью и вычислительной мощностью.

Когда в 2010 году Стив Джобс презентовал настоящий iPad, технический консультант «Звездного пути» Майкл Окуда не смог скрыть восхищения: «Есть много вещей, которые легко сделать в кино, но трудно воплотить в жизнь. Стив Джобс блестяще реализовал идею портативного устройства. Я действительно поражен интерфейсом iPad – удобный, интуитивный, необычайно подвижный».  

Космическая Одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey)

Как Стенли Кубрик придумал дизайн Apple

Год: 1968

Режиссер: Стенли Кубрик

Лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда (по версии Американского института кино) и признанный шедевр мирового кинематографа – картина Кубрика стала еще одним «пророческим» фильмом о технологиях будущего. Прототипы современных планшетов, жидкокристаллические экраны, видео-звонки, телевизоры в спинках кресел космических кораблей (совсем как в современных самолетах), технологии распознавания речи и космический туризм – все было придумано еще в 1968 году, правда, на экране.

Для создания высокотехнологичной космической Вселенной Кубрик нанял технических консультантов из NASA, IBM, Boeing, General Electric и потратил 6,5 млн фунтов из 10 на спецэффекты. Фильм оказался настолько хорош, что даже Билл Гейтс однажды признался, что «Космическая Одиссея» оказала большое влияние на его карьеру и понимание компьютерных технологий.

Кстати, именно к фильму Кубрика апеллировали юристы Samsung в очередном судебном разбирательстве с Apple. По их мнению, идея планшетных компьютеров появилась в массовой культуре именно в «Космической Одиссее», а значит не является уникальным патентом компании Apple. Аргументация строилась именно на дизайне космического планшета, который сильно напоминал первый iPad.

Звездные войны (Star Wars)

Голографические звонки

Год: 1977

Режиссер: Джордж Лукас

Не меньше аналогий с современными ИКТ-технологиями можно найти и во вселенной Джорджа Лукаса. В Галактике из "Звездных войн" используется три типа коммуникационных систем: комлинки, субкосмические трансиверы и голографические технологии. Принцип действия космической связи во многом похож на «земные» способы передачи данных. Комлинки и трансиверы обеспечивают связь между мирами в режиме реального времени, позволяя героям обмениваться мгновенными сообщениями.

Но главное достижение Лукаса – в развитии идеи голографической сети. Трехмерная сеть мгновенного действия позволяет создавать объемные изображения и обеспечивать связью даже самые отдаленные миры в Галактике.

Пока фантазии Джорджа Лукаса не нашли реального воплощения в жизни. Но, возможно, через 10-15 лет мы тоже сможем принимать голографические звонки, сопровождаемые трехмерным изображением собеседника. Для появления такого сервиса потребуется высокая пропускная способность сетей связи (до 10 Гбит/с) и увеличение скорости передачи данных до 100 Мбит/с – к  такому выводу пришли эксперты Национального исследовательского института технологий и связи.

Матрица (Мatrix)

Добро пожаловать в реальный мир

Год: 1999

Режиссеры: Энди и Ларри Вачовски

Матрица, 1999

460 млн долларов кассовых сборов, 4 премии «Оскар» и 28 других наград, 5 лет работы над сценарием, революционные спецэффекты и отсылки к Платону, Бодрийяру, Оруэллу. Кинокритики давно сошлись во мнении: «Матрицу» братьев Вачовски в меньшей степени можно назвать историей о высоких технологиях, скорее – философской притчей. Между тем, сюжет картины строится именно на развитии технологий  виртуальной реальности, или просто VR.

В 2016 году VR стала главным трендом и темой номер один: на рынке появились новые смартфоны от Google c гарнитурой View, шлемы и очки от Samsung и HTC Vive, разрабатываются решения применения VR в медицине. Кажется, нам всем хотелось бы оказаться в другом мире, который сложно отличить от реального. Нам всем хотелось бы оказаться в Матрице.

Правда, пока устройства VR покупают не так охотно, как об этом говорят. Производителям так и не удалось справиться с главными недостатками таких гаджетов: физическим дискомфортом пользователя и высокой ценой. 

Она (Her)

- У тебя роман с компьютером? - Она не компьютер!

Год: 2013

Режиссер: Спайк Джонс

Она, 2013

Писатель Теодор устал от одиночества. Но когда в его жизни появилась Саманта, мир преобразился. Она всегда в хорошем настроении, иронична, умеет поддержать разговор и никогда не спорит. Она почти идеальна. Единственный недостаток Саманты в том, что она – операционная система.

Спайк Джонс заглянул на три года вперед и создал идеального виртуального помощника – чат-бота с голосом Скарлетт Йохансон. В 2016 чат-боты стали еще одним мощным трендом на рынке высоких технологий. В этом году Facebook, Telegram, Microsoft осознали: люди хотят общаться с компьютером на понятном языке, экономить время и беречь силы.

В мессенджерах появились чат-боты, выполняющие множество повседневных функций. Они могут заказать такси, найти новый автомобиль, помогут выучить английский и подберут любимую музыку. Разговор с ботом напоминает беседу с «обычным» человеком, благодаря технологиям искусственного интеллекта и продвинутым диалоговым интерфейсам.

Август (August)

Больше возможностей, больше свободы

Год: 2008

Режиссер: Остин Чик

Август, 2008

В списке фильмов о высоких технологиях особое место занимает кино об их создателях. На фоне титулованных картин о Стиве Джобсе и Марке Цукерберге, теряется драма 2008 года с Джошем Хартнеттом и Дэвидом Боуи. Между тем, создатели «Августа» рассказывают интересную и почти документальную историю о поколении яппи и «новой экономике» XX века. Историю о молодых предпринимателях, которым не повезло делать бизнес в начале двухтысячных.

Действие фильма разворачивается сразу после кризиса доткомов 2000 года и за месяц до трагедии 11 сентября. Герои картины, братья Том и Джош, пытаются спасти от банкротства свой стартап, который вот-вот пойдет ко дну вместе с остальными интернет-компаниями. Сюжет, основанный на реальных событиях, повествует еще об одном крахе американской мечты – когда каждый «айтишник» мечтал заработать «легкие» деньги в интернете, а столкнулся, в итоге, с серьезным экономическим кризисом. 

Социальная сеть (The Social Network)

Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага

Год: 2010

Режиссер: Дэвид Финчер

Социальная сеть, 2010

История создания Facebook, мастерски рассказанная Дэвидом Финчером и Аароном Соркином, с одной стороны – красочный байопик, а с другой – универсальная драма о поколении нердов, стремящихся к лидерству, но не имеющих конечной цели.

Хорошо известны факты биографии Марка Цукерберга: молодой студент Гарварда создал социальную сеть для студентов и стал самым молодым миллиардером планеты в 23 года. Сегодня Facebook – один из самых успешных интернет-проектов, входящий в пятерку самых посещаемых веб-сайтов мира (в 2016 году аудитория FB превысила 1,71 млрд пользователей – это 20% населения Земли). Но что стоит за этими цифрами: несчастная любовь, юношеский максимализм, желание самоутвердиться или талант молодого гения? Финчеру в этой истории интересны люди и их скрытые мотивы, модели поведения и бесконечная цепочка выборов, которые мы совершаем каждый день.

Кстати, Джесси Айзенберг, сыгравший главную роль, не только номинант на премию «Оскар», но еще и создатель собственного интернет-сайта Oneupme.com, специализирующегося на игре со словами. 

Кин-дза-дза!

Межгалактический звонок

Год: 1984

Режиссер: Георгий Данелия

«Ало, Люся! Это Я! Ты меня слышишь? – Алло, слышу! Ты где? – Я в одном месте, потом объясню». Мы уже писали о том, как позвонить в космос, а вот герои картины Данелия могли позвонить домой прямо из другой галактики. Связь с вымышленной планетой Плюк осуществляется очень просто – через динамик и металлическую трубочку, в которую нужно говорить. Судя по всему, межгалактический роуминг – удовольствие дорогое. Позвонить домой дали только дяде Вове, а Скрипач остался не у дел.

Есть в фильме 1986 года и намек и на технологии интернета вещей. Подходя к заправке, Уэф негодует: «Женщину вынули, автомат засунули!». Не исключено, что правительство планеты оборудовало заправочные станции на Плюке датчиками М2М, и в режиме реального времени собирает данные о поступающих чатлах и расходе топлива.

Оставайтесь на связи!

Получайте подборки лучших
статей каждую неделю

Подпишись на новости компании и получай самую свежую и актуальную информацию!

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии: