Блог

В тренде

Куда приведет цифровая трансформация?

Общество, компании и связь

в дивном новом мире

11 ноября 2016
0 932

Цифровая трансформация идет семимильными шагами. Как благодаря ей поменялась наша жизнь, какие компании стали успешными и что в скором времени ждет операторов - разбираемся в статье.

Сколько минут нужно, чтобы добраться до ближайшего кинотеатра? Двадцать лет назад мы бы использовали городской телефон, справочник и карту чтобы найти ответ на этот вопрос. Десять лет назад воспользовались бы браузером на ПК. Пять лет назад – могли бы получить ответ с помощью интернета в смартфоне.

Но главное не в том, как поменялся способ поиска ответа за эти годы. Главное, что поменялся сам ответ. 20 лет назад ответом было «полчаса езды на машине». Теперь кинотеатр находится в самом ПК или планшете, и до него можно добраться в любую секунду, просто зайдя в приложение.

Пределы цифровизации

Цифровизацию прошли книги, газеты, музыка, видео и игры. Все, что когда-то располагалась на различных информационных носителях (физических или электронных аналоговых) перешло в цифру, оттуда – в интернет, и в итоге оказалось в кармане пользователя.

Этот этап, начавшийся с распространением ПК и интернета в офисах и домах, к моменту внедрения 4G и взлету рынка смартфонов подошел к завершению. Большая часть традиционной информации на сегодня уже оцифрована.

Что цифровизовать дальше? Во-первых, можно превратить в данные те показатели, которые будут снимать умные датчики. Отсюда – концепция Интернета вещей. Во-вторых, можно добавить информационной ценности данным, которые в огромных количествах копятся в различных ИТ-системах – от BSS мобильного оператора до кликов аудитории интернет-кинотеатра. Для этого есть Big Data. В-третьих, можно организовать работу традиционного бизнеса через цифровые интерфейсы. Это как раз то, чем занимаются цифровые захватчики, иными словами, речь о «юберизации» различных бизнесов.

Стоит ли паниковать операторам?

Для операторов мысль о том, что они превращаются в трубу, по которой просто текут чужие данные, почему-то звучит пугающе. На первый взгляд это странно, так как ни в эпоху голосовой связи, ни при расцвете смс-сообщений операторы не занимали существенной доли в трафике. Звонки совершали люди и компании, они же использовали и смс. Почему же в трафике данных операторы должны получить свою долю?

Ответ кроется в детальной статистике. Голосовой трафик – величина практически постоянная, он увеличивается пропорционально абонентской базе. Трафик данных – совершенно другое дело: он растет в пересчете на каждого абонента из года в год в прогрессии почти что геометрической.

Голосовой и дата-трафик в мире

Причины понятны – раньше абонент робко заходил на сайты, опасаясь как бы загрузка картинок не увела его в минус по счету, а теперь он чувствует себя настолько уверенно, что переходит от потребления фото и музыки к просмотру роликов, фильмов и сериалов (а разрешение этого видео также может расти практически бесконечно).

Если уж перекачивать петабайты данных, то пусть это будут наши петабайты, - примерно так рассуждают операторы.

Кроме того, проблема не столько в объемах трафика, сколько в возможности на нем заработать дополнительную прибыль.

CAPEX vs OPEX

На смс и голосе сторонние компании не сильно зарабатывали, они имели вспомогательную ценность для основного бизнеса. Но в цифровой среде компании получили мощный рычаг, и появилась целая плеяда быстро взлетевших стартапов, которые построили себя на том, что они есть у каждого в телефоне.

Есть мнение, что цифровая площадка в виде удобного приложения-аггрегатора – только отправная точка для цифровых захватчиков. Это лишь возможность заработать первые деньги и получить аудиторию, а теперь эти компании устремятся в digical (смесь digital и physical). Такие цифровые площадки как Netflix уже снимают свои фильмы, Google прокладывает оптоволокно, так что мешает Uber обзавестись своим парком умных автомобилей? Или Alibaba обзавестись инновационо-устроенными складами, оснащенными дронами?

Самоуправляемые автомобили

С этой точки зрения вся история с цифровой трансформацией выглядит как старое доброе противостояние OPEX и CAPEX в структуре затрат компании. Сейчас ОТТ-компании накопили достаточно прибыли, чтобы начать наращивать CAPEX и сокращать OPEX. То есть уходить в традиционные модели бизнеса, пусть и с цифровой дополняющей.

Догнать и перегнать

Что делать операторам? Несомненно, в цифровую среду идти нужно, но для этого необходимо сначала убрать все лишнее из своего бизнеса и добавить недостающие компоненты. Например, сократить расходы на неэффективную BSS, провести ее трансформацию. Это дополнительные капитальные затраты, но именно они позволят снизить затраты операционные. Которые будут крайне нужны для поддержки новых цифровых сервисов.

Цифровые захватчики только сейчас подступаются к физической инфраструктуре. У операторов она уже есть. Осталось только «цифровизовать» ее, то есть дополнить digital-надстройкой. Это может быть и удобная платформа интернета вещей, и удачный клон существующих ОТТ-сервисов, и модификация своего основного телеком-бизнеса.

Цифровое поколение

Наконец, приемы из области Big Data, которые Netflix использует для создания нового контента (на основе анализа действий пользователей), оператор может использовать для совершенствования операторских услуг – экстренного разворачиванию дополнительных базовых станций, или профилирования пользователей и обращения к ним со специальными предложениями. Последнее можно применять для выявления абонентов-путешественников с разработкой набора услуг для них. Или для активных пользователей контента определенного типа – например, сериаломанов.

Цифровое будущее

Одни компании серьезно страдают от цифровых захватчиков. Другие спешно проводят цифровую трансформацию собственного бизнеса – начиная от систем управления и заканчивая запуском собственных цифровых витрин.

Но операторы – это то, без чего сама цифровая трансформация не может состоятся. Именно они обеспечивают все цифровые сервисы интернетом, M2M и, в итоге, конечными пользователями.

Шансы на успех в цифровой гонке у операторов есть. Но в первую очередь им нужно улучшить эффективность основного бизнеса, приблизиться по гибкости и маневренности к цифровым компаниям. Только тогда можно будет начинать соперничать с «цифровыми захватчиками» на их поле.

Оставайтесь на связи!

Получайте подборки лучших статей каждую неделю

Подпишись на новости компании и получай самую свежую и актуальную информацию!

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии: