Блог

Интервью

Как в мире роботов остаться человеком?

Интервью с писателем Кириллом Николаевым

16 сентября 2016
0 2133

Каждую неделю мы потребляем больше 1 млн. слов. Картинки, видео, тексты и гифки в интернете – оперативная память мозга заполняется со скоростью электрона. Как в мире высоких технологий избежать информационной перегрузки? Можно ли взять смартфон под контроль? И почему дети в Силиконовой долине пишут ручкой, а не используют планшет? Кирилл Николаев – автор книги «Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя» объясняет новые правила игры в цифровом мире.

Кирилл Николаев - писатель

- Кирилл, где же эти самые роботы? И как в их мире остаться человеком?

-  Сегодня на планете живет порядка 27 млрд. роботов, а людей примерно 7 млрд. Мы называем роботами любые устройства, которые работают на электричестве. Самый простой пример – это фен в ванной, на котором есть кнопка «вкл.» и «выкл.». Этот робот работает по типу «рэле». С каждым днем алгоритмы устройств усложняются. Компьютер, смартфон или MP3 плеер – это уже более совершенные роботы.

- То еcть компьютеры и смартфоны – новая ступень в эволюции? Но ведь это же хорошо. Технологии развиваются, мир не стоит на месте?

Оглядываясь вокруг, мы видим, как гаджеты в нашей жизни становятся все сложнее и сложнее. Как известно, 2015 год был объявлен годом Интернета вещей (Internet of Things).  Устройства научились разговаривать между собой благодаря Всемирной сети и протоколам. Холодильник может заказывать еду через интернет. Он сам определяет продукты с просроченным сроком годности. Все привычные атрибуты повседневной жизни изменились: от бытовой техники до автомобилей или городского транспорта. Производители больше не рекламируют надежность тормозов, а выпускают машины, которые «видят» препятствие на дороге и снижают скорость, не дожидаясь реакции водителя. И мы с удивлением замечаем, как примитивные устройства, изобретенные еще в прошлом веке, начинают жить собственной жизнью прямо на наших глазах. Конечно, глупо возражать против технического прогресса. Подобные перемены в первую очередь обеспечивают бытовой комфорт.

 

 

Насколько это глобальный процесс? Ведь у кого-то холодильник заказывает еду, а у кого-то эту функцию выполняет жена?

Примерно 150 лет назад жена сидела дома и вела хозяйство. Потом началась промышленная революция. На заводах появились столовые, а жены вышли на производство и стали работать наравне с мужчинами. Сегодня технологии развиваются еще быстрее - со скоростью электрона. Где гарантия, что через 5-10 лет холодильник с выходом в интернет не появится в каждом доме? Вполне возможно, что то, что сегодня кажется фантастикой, в скором времени станет привычным атрибутом повседневной жизни.

В чем тогда заключается потенциальная опасность? Почему мы можем потерять себя?

Очевидно, что противостоять прогрессу невозможно. Но реально изменить степень вовлеченности себя и своих детей в информационную среду. Важно не запрещать или отказываться от цифровых технологий, а найти золотую середину, при которой человек является хозяином прогресса, а не его рабом. Например, в 1986 г. мы потребляли 250 тыс. слов в неделю. По исследованиям Калифорнийского университета, в 2011 г. эта цифра увеличилась уже до 1 млн. 250 тыс. слов. Я говорю сейчас о всей информации: визуальной, аудио, видео, текстах. Гиперпотребление данных ведет к перегрузке нашей оперативной памяти, а в долгосрочную ничего не откладывается. Если мы не пользуемся мозгом, не анализируем, а просто потребляем весь этот информационный шум, то нейронные связи в мозге атрофируются. Человек становится менее приспособлен к взаимодействию с внешней средой.

А нужно ли ограждать себя от информационного шума?

Потребление информации и ее использование – это не одно и то же. Как правило, есть две крайности. Первая – давайте уйдем в лес с палаткой. А вторая – давайте вставим себе чип в голову. Например, уже сегодня разрабатывают электронные микрочипы, с помощью которых человек может поддерживать постоянный беспроводной контакт с окружающей средой. Но есть и третий вариант – научиться контролировать потоки информации и нашу вовлеченность в мир гаджетов. В этом могут помочь более 100 рекомендаций из моей книги, которая уже через три месяца после выхода стала бестселлером. Практику этих рекомендаций я называю Smart Digital Detox.

 

 

Detox – это что-то, связанное с очищением?

Detox - это «избавление от токсинов». Цифровыми токсинами для нас является гиперпотребление контента, который мы забываем через 5 минут и никогда потом не используем в жизни. Можно научиться отключаться от информационных потоков для развития и поддержания себя как личности. Компьютеры, мобильные телефоны, планшеты – все должно подчиняться нам, а не наоборот. Есть конкретные правила, соблюдая которые, можно избежать информационного перегруза и остаться человеком.

Например? Выключать телефон на ночь?

И это тоже! В любой день недели с 19:30 отключите все устройства: телефон, компьютер, телевизор, Wi-Fi-роутер и пр. А утром не включайте их еще два часа. Сделайте то же самое, но с 21.00 в пятницу до 15.00 в субботу. Не отвлекайтесь на СМС, когда ведете машину. Программа Drive Agent прочитает сообщение вслух. Не проверяйте электронную почту, едва проснувшись, и отключайте звуковой сигнал о новом письме.

А как быть с детьми? Забрать у них телефоны и планшеты?

 Это было бы невозможно. Но важно, как наши дети взаимодействуют с информационной средой. В Санкт-Петербурге проводили социальный эксперимент. Собрали порядка 70 детей и забрали у них все цифровые устройства. Через некоторое время дети начали нервничать, у кого-то началась лихорадка. Выдержать условия эксперимента смогли лишь 10%. Не только в России, но и во всем мире существует такая тенденция. Важно, чтобы гаджеты не стали для ребенка важнее, чем родители. Процент времени, когда ребенок сидит в телефоне, должен быть, по-возможности, минимальным. Я считаю, что до 8-10 лет родители несут ответственность за то, что ребенок потребляет в интернете. Оставляйте детей на 2-3 дня без гаджетов и устраивайте им detox-выходные.

Еще 20 лет назад гаджетов не было, но был, например, телевизор или стационарный телефон. Никто не говорил о какой-то зависимости детей от них?

Когда в СССР появились стационарные телефоны, то возникло опасение, что дети будут постоянно звонить друг другу и перестанут общаться offline, говоря современным языком. Но этого не произошло. Телевизор тоже не стал таким же популярным гаджетом, как планшет. В до-цифровую эпоху дети только потребляли информацию. Не было интерактива – невозможно изменить ТВ-программу. А сегодня ребенок взаимодействует с гаджетом - 98% общения происходит в цифре. Чем это плохо? У ребенка пропадает навык различать невербальную коммуникацию.

То есть нужно просто взять смартфон/планшет под контроль?

Совершенно верно. Моя идея не в том, что цифровые технологии – это хорошо или плохо. Я призываю адаптироваться под меняющийся мир. Например, дети владельцев технологических компаний в Силиконовой долине учатся в обычных школах, где пишут ручкой в тетрадях и мелом на доске, ограничивая общение с гаджетами. Нам хочется комфортно жить с технологиями. Но не стать при этом роботами.

Оставайтесь на связи!

Получайте подборки лучших
статей каждую неделю

Подпишись на новости компании и получай самую свежую и актуальную информацию!

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии: