Блог

Технологии

Как работает связь на борту самолетов?

«Аэрофлот» отменил запрет на использование телефона в воздухе

2 июля 2016
2 5136

С 1 июля авиакомпания «Аэрофлот» отменила запрет на использование телефона во время взлета и посадки – теперь делать крутые selfie в воздухе стало проще. Чем еще развлечь себя борту самолета? Как гаджеты помогают скоротать время в полете? Сколько стоит интернет-трафик на высоте девять тысяч километров? И как отправить смс на землю? Полезный путеводитель для тех, кто даже в отпуске всегда online.

Трудно представить, но когда-то пользоваться телефонами на борту самолета было строго запрещено. Федеральная комиссия по связи США выступила в 1991 году с аналогичным запретом, мотивируя поправки негативным влиянием телефонов на оборудование лайнеров. Сегодня ограничения на использование мобильных устройств существуют лишь на время взлета и посадки - нас настойчиво просят выключать гаджеты. Компания «Аэрофлот» решила сделать жизнь своих пассажиров проще.

Отныне в начале и в конце полета не нужно отключать телефон, закрывать электронную книгу или ставить плеер на паузу. Достаточно просто перевести смартфон в авиарежим или отключить сотовую связь. На остальных устройствах - выключить функцию Wi-Fi/Bluetooth.

Мы решили выяснить, как современные телеком-технологии изменили жизнь пассажиров к лучшему и как оставаться на связи с домом даже в воздухе.

Wi-Fi в самолете

Благодаря современным технологиям мы можем пользоваться услугами связи на высоте девять тысяч километров и на скорости 700 км/час. Например, с помощью сервиса Wi-Fi в самолете можно в любой момент проверить электронную почту, загрузить приложение или выйти в социальную сеть. Эта технология стала внедряться еще в 90-х годах американскими компаниями. Сегодня крупные авиакомпании мира предлагают пассажирам доступ к интернету на борту самолета на высоте более 3 000 метров. Подключить Wi-Fi  на меньшей высоте опасно для бортовой аппаратуры. В России услуга  доступна только для пассажиров «Аэрофлота».

Спутниковая связь

Одними из первых технологию доступа в интернет через спутник стала внедрять американская компания Boeing в начале 90-х годов. Сегодня по этому принципу работает большинство авиакомпаний мира. Подключение к интернету на борту обеспечивается через геостационарные спутники на орбите, которые передают данные с наземных станций на ресиверы. На спутниках установлено множество пар ретрансляторов, отдельно для приема и передачи сигнала. Для того, чтобы между самолетом и спутником установилась связь, на борту монтируется специальная антенна. Скорость интернета через спутник варьируется в пределах 12 Мбит/с.

Система Air-To-Ground (Земля-Воздух)

Впервые систему Air-to-Ground  опробовала американская компания Gogo в середине 2000-х годов, построив на территории США десятки базовых станций и вложив немало средств в оборудование самолетов приемными антеннами и серверами. Эта технология устроена по такому же принципу, что и обычный доступ в сеть у операторов связи. На земле расположены базовые станции, а на борту самолета установлены специальные передатчики. Они связываются с землей с помощью радиоволн. Во время полета сигнал поступает с вышек, над которыми пролетает самолет. Для перевозчика такая система наиболее бюджетна, чем связь через спутник, но для пассажиров наименее удобна. Скорость передачи данных варьируется в пределах 10 Мбит/с, а во время трансатлантических перелетов связь прерывается.

Cотовая связь на борту самолета

Еще одно достижение современных телеком-технологий – возможность совершить звонок или отправить смс прямо из салона самолета. Мобильная связь на борту – дорогое удовольствие как для операторов связи, так и для пассажиров. Срок окупаемости таких проектов занимает от 5 до 10 лет, а услуги связи оплачиваются по цене международного роуминга. Авиакомпании мира предоставляют услуги связи на борту в стандарте GSM (голос, передача SMS- и MMS-сообщений и передача данных EDGE) на немногих направлениях. В 2007 году пилотные проекты запустили компании Emirates Airlines и Air France. Пассажиры рейса Париж-Варшава первыми получили возможность принимать и отправлять смс.

В России cовместный проект по оказанию услуг сотовой связи в стандарте GSM реализовали «Аэрофлот» и «МегаФон» в 2009 году. Спустя шесть лет оператор объявил о прекращении контракта из-за низкой рентабельности проекта. Инвестиции «МегаФона» составили более 150 млн. рублей.

Почему так дорого?

Чтобы совершить звонок или отправить смс, в салоне самолета устанавливается компактная маломощная базовая станция (пикосота). Аналогичные станции используют в торговых центрах, аэропортах, на железнодорожных станциях – там, где строительство «обычных» базовых станций нецелесообразно. С виду пикосота похожа на обычный радиоприемник, весит около 1 кг, легко монтируется на борту авиалайнера, но отличается высокой стоимостью. Передача сигнала от базовой станции к остальной сети осуществляется по спутниковым каналам. Аренда каналов оплачивается круглосуточно, а пассажиры редко пользуются услугами связи. Именно поэтому сотовая связь на борту все еще остается очень дорогим сервисом. Тарифы на мобильную связь зависят от конкретного оператора. Для того, чтобы абоненты получили доступ к сотовой связи, домашний оператор должен заключить международное роуминговое соглашение с поставщиком услуги.

Крупнейшие провайдеры авиационной индустрии, обеспечивающие связь в стандарте GSM - британская компания Aeromobile и швейцарская телекоммуникационная компания OnAir.

Cтоимость услуги Wi-Fi на борту зависит от авиаперевозчика, типа самолета, направления полета, класса вашего авиабилета и выбранного тарифного плана. В среднем, за просмотр лайков в Instagram и отправку писем авиакомпании возьмут от 5 до 20 долларов. Стоимость Wi-Fi «Аэрофлота» начинается от 5 долларов, а вот норвежский и турецкий перевозчики предоставят доступ в интернет бесплатно. Серфить на борту можно в течение всего полета.

 

Не всем гаджеты одинаково полезны

Пережить длительный полет с любимым приложением на планшете гораздо проще. Но так считают далеко не все. Пару лет назад Международная ассоциация стюардесс потребовала изменить правила пользования девайсами. Девушки подали иск в Федеральную авиационную администрацию США (FAA) с требованием запретить пользоваться смартфонами, планшетами и ноутбуками на борту. Что же так их возмутило? По мнению стюардесс, гаджеты отвлекают пассажиров от того, что происходит на борту. Увлеченные просмотром видео или чтением книги, пассажиры плохо реагируют на требования стюардесс пристегнуть ремни, убрать спинки кресла в вертикальное положение или открыть иллюминатор. Невнимательность может привести к серьезным травмам и угрожает безопасности полета. В FAA отреагировали скептически, заявив, что травму можно получить даже во сне, а гаджеты никак не могут навредить здоровью пассажиров.

Планы на будущее

Дорого и медленно – так в двух словах можно описать рынок авиационной мобильной связи. Несмотря на это, перевозчики строят амбициозные планы. Компания Gogo разрабатывает спутниковую технологию со скоростью передачи данных до 70 Мб/с. Австралийский перевозчик Qantas анонсирует запуск спутниковой сети со скоростью 25 Мб/с к концу текущего года. Европейская Lufthansa планирует обеспечить бесплатный доступ в сеть в 2017 году. Возможно, в будущем мы сможем не только ставить лайки в социальных сетях и проверять электронную почту, но и скачивать видео и смотреть кино на борту самолета. Главное, чтобы стоимость трафика не превысила цену авиабилета.

Оставайтесь на связи!

Статьи по теме
Получайте подборки лучших
статей каждую неделю

Подпишись на новости компании и получай самую свежую и актуальную информацию!

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии:
2 комментария
Пила написал(а)
Пока что оборудовали только два самолета - Boeing 777 300 и Boeing 747-400. Но процесс установки оборудования связи идет и на другие самолеты - всего будет обеспечено 35-38 дальнемагистральных бортов.
Алексей написал(а)
Это вы про Аэрофлот говорите?