Блог

Экспертное мнение

Секреты Open API

Как открытые интерфейсы помогают зарабатывать «цифровым захватчикам»

21 апреля 2017
0 975

В последние 10 лет компании по всему миру успешно развивают свою бизнес-модель на базе цифровых платформ. Новые принципы работы Amazon, Uber, Airbnb уже изменили многие сектора экономики, а в будущем потенциал цифровых платформ будет только возрастать. Одна из их ключевых особенностей – открытые API-интерфейсы, фундаментальный стратегический актив для любого бизнеса. Стартапы, транснациональные корпорации, госсектор, «умные» города и электронное здравоохранение – аналитики TM Forum оценили перспективы применения Open API на глобальном цифровом рынке.

По материалам TM Forum: Open APIs: Turning business strategy 4 into reality, 2016

Автор: Джоан О’Бриен, вице-президент Open APIs & Ecosystems

Цифровая реальность: как технологии изменили бизнес

Открытые платформы – это платформы, основанные на взаимном обмене ценностями между внешними производителями и потребителями. Они обеспечивают открытый доступ к данным, предоставляют инфраструктуру для взаимодействий и устанавливают условия для них. Основная цель этих платформ – создание ценности для всех участников: компаний, партнеров и пользователей.

Модульность и открытые интерфейсы API – важные атрибуты любой открытой платформы. Первая позволяет быстро и дешево собирать и менять IT-системы, в то время как Open API дает возможность легко подключаться внешним партнерам.

Карты Google, Нью-Йоркская фондовая биржа, Salesforce, Thomson Reuters Eikon, Twitter и Amazon, телеком-операторы – все используют API-интерфейсы для предоставления внешним организациям доступа к своим ресурсам.

API-интерфейсы давно используются для организации взаимодействия между IT-системами. Но новые принципы, на которых построены интерфейсы Open API, изменили их функции и роли. Несмотря на то, что Open API был разработан для телеком-компаний, его применение не ограничивается отраслью связи.

Компания Amazon уже в 2002 году осознала, что использование API поможет ей коренным образом перестроить и развить свой бизнес.

Глава компании сформулировал основные принципы Open API:

  • Все подразделения компании должны предоставлять свои данные и функциональность через сервисные интерфейсы API.
  • Не должно быть никакой другой формы взаимодействия, кроме взаимодействия через API.
  • Не имеет значения, какие технологии используются. Взаимодействия осуществляются через интерфейсы Open API.
  • Все сервисные интерфейсы должны разрабатываться с учетом расширяемости и иметь возможность использоваться сторонними разработчиками.

«API играют решающую роль в повышении открытости информации, позволяя комбинировать данные внутренних и внешних источников. API обеспечивают беспрецедентную скорость и масштабируемость услуг, объединяя информацию, поступающую от физических лиц, компаний и сторонних организаций» (Джефф Безос, основатель Amazon)

Использование Open API позволило компании расширить свой основной бизнес. В 2006 она запустила Amazon Web Services (AWS) – платформу облачных веб-сервисов для предоставления различных услуг (аренда виртуальных серверов, предоставление вычислительных мощностей, хранение данных). По оценкам экспертов, стоимость AWS составила бы 160 млрд. долларов, если бы это подразделение стало самостоятельной компанией.

В течение многих лет AWS была единственной частью компании, которая приносила доход. Это позволило Amazon инвестировать в другие, более долгосрочные проекты (розничная торговля, устройства, Marketplace для сторонних продавцов, производство видео-контента). Сейчас AWS по-прежнему приносит большую часть прибыли, что служит хорошим примером для тех компаний, которые хотят быстро расти, открывая собственные открытые инфраструктуры.

Бизнес-модель открытой платформы работает на многих уровнях Amazon. Взаимодействие между подразделениями компании осуществляется по такому же принципу, что и с внешними партнерами. Например, Amazon осуществляет продажу книг через Amazon Marketplace, используя те же API, что и внешняя фирма-партнер, которая может продавать книги как в самом Marketplace, так и построить собственный конкурирующий интернет-магазин через AWS.

Сетевой эффект внедрения Open API

Запуская открытую платформу, компании получают выгоду от так называемого «сетевого эффекта», когда сообщество партнеров, использующих Open API этой платформы, создает ценность для всех участников – компании, партнеров и пользователей.

Так, Uber изменил представление о традиционных услугах такси. В первую очередь, мобильный сервис – это удобно. Все больше и больше водителей регистрируются в Uber, больше пассажиров могут воспользоваться такси быстро и качественно. Кроме того, уменьшается время простоя у водителей, что приводит к более низким тарифам на перевозки и стимулирует потребительский спрос. Охват сервиса увеличивается и вынуждает конкурентов уходить с рынка. Таким образом, масштабируемость услуги – одно из ключевых требований к ней, поскольку расширение сервиса требует дополнительных ресурсов.

Открытые платформы позволяют плавно менять бизнес-модели, используя активы компании новыми способами.

Например, тот же Uber планирует потратить порядка 500 млн долларов на разработку собственных карт. Оказалось, что карты Google недостаточно детализированы для будущей бизнес-модели компании, основанной на использовании беспилотных автомобилей не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов.

Перспективы и возможности роста

IBM описывает экономику API следующим образом:

«Коммерческий обмен бизнес-функциями, возможностями или компетенциями как услугами, упакованными в API. Это является движущей силой большинства современных цифровых трансформаций в разных отраслях, что позволяет лидерам бизнеса трансформировать свои организации, создавать новые экосистемы и монетизировать основные активы, услуги и продукты».

По оценке IBM, к 2018 году рынок API будет составлять 2,2 триллиона долларов.

По данным исследовательской компании Ovum, в течение последующих двух-трех лет количество предприятий, имеющих интерфейсы Open API, возрастет на 150%. Хорошие перспективы имеют компании, уже давно работающие на рынке и решившие внедрить Open API, так как они имеют неоспоримое преимущество, заключающееся в многолетнем опыте работы на этом рынке.

Развитие «интернета всего» (IoE), который, строго говоря, еще находится в зачаточном состоянии, позволит компаниям с открытыми платформами создать абсолютно новые сервисы. Если прибыли пятидесяти крупнейших публичных компаний, использующих Open API, за последние пять лет составляют более 1,3 триллиона долларов, то при активном развитии IoE и интеграции в экосистемы этих компаний можно ожидать еще значительных объемов прибыли. И это только первая волна развития IoE.

По оценкам экспертов, объем рынка IoE будет намного превышать сегодняшний объем рынка связи «человек-человек», а Open API является основополагающим элементом развития этого рынка.

Стратегии внедрения Open API в бизнес-планировании

Итак, API-интерфейсы являются стратегическими активами компании, и они должны найти свое отражение в бизнес-стратегии.

Показательным примером может служить недавнее приобретение компанией Google компании Apigee. Стоимость приобретения составила 625 миллионов долларов, что является одной из крупнейших сделок за последнее время. Apigee будет играть жизненно важную роль в одном из ключевых планов Google – продвижении облачных сервисов Google для нужд предприятий. Этот актив станет главным мостом между массовым сообществом разработчиков Google и его облачной платформой.

С чего начать?

Первым шагом для согласования стратегии бизнеса и внедрения API должна стать внутренняя оценка того, какие активы и возможности компания может предоставить партнерам для совместного использования, повторного использования или перепродажи. Для этого могут быть использованы различные партнерские и бизнес-модели создания новых источников дохода. Модель VRIO Джея Барни имеет особое значение при определении активов, которые могут это обеспечить.

Джей Барни предложил определить активы, которые отличают вас от конкурентов на рынке.

Ключевыми критериями являются:

  • Ценность 
  • Редкость 
  • Неповторимость (трудно ли подражать?)
  • Организованность (хорошо ли выстроены в компании процессы?)

Модель B2B2X

Вторым ключевым шагом является понимание возможностей для бизнеса, которые образуются при предоставлении этих активов сторонним разработчикам.

Примером этого может служить разработанная ТМ Forum модель B2B2X, которая показывает как сервис-провайдер может играть различные роли в цепочке создания ценности, предлагая одни и те же услуги, но по-разному монетизируя свои услуги.

В сценарии A телекоммуникационная компания предоставляет свои услуги партнеру на основе модели распределения доходов и, потенциально, даже конкурирует с ним. Контакты с заказчиком полностью отданы партнеру.

В сценарии В телекоммуникационная компания поддерживает договорные отношения с конечным клиентом и управляет сквозным процессом, включая соглашение о партнерстве с сервисом контент-провайдера.

Новые рынки VS новые продукты. Адаптация и быстрый выход на рынок 

В то время как некоторые организации чувствуют угрозу со стороны потенциальной «дезинтермедиации» – сокращения числа посредников между производителем продукта и его конечным потребителем, другие признают возможность продавать больше услуг новым рынкам через новые модели партнерства и распределения доходов. Одним из способов оценить, как партнерство может помочь реализовать бизнес-стратегию, является матрица Ансоффа, которая позволяет выбрать маркетинговую стратегию исходя из степени новизны продукта и степени освоенности рынка (Ansoff Product and Market Expansion Matrix).

Диверсификация обычно считается самой сложной стратегией расширения бизнеса. Большинство организаций проводят оптимизацию рисков либо на основе долгосрочной стратегии диверсификации – развивая рынки (в долгосрочном периоде), либо стратегии развития продукта (в краткосрочном периоде). Модели этих сценариев предоставляют четкий механизм для партнерских отношений для достижения различных рынков посредством объединения услуг различных компании посредством Open API.

Стратегии, описанные в матрице Ансоффа (за исключением стратегии проникновения на рынок) требуют от компаний быстрой адаптации. Только компании, обладающие достаточной гибкостью, смогут быстро встроить новые возможности в свои бизнес процессы и, весьма вероятно, останутся в выигрыше и в долгосрочной перспективе.

Чтобы оценить требуемую степень гибкости можно воспользоваться таблицей потенциальных бизнес-моделей. Вы можете заметить, что число возможных бизнес-моделей может экспоненциально возрастать в зависимости от числа участвующих сторон в этом взаимодействии.

Потенциальные бизнес-модели

Чтобы оценить требуемую степень гибкости рассмотрим несколько возможных вариантов взаимодействия между компаниями, в зависимости от которых строятся отношения на цепочке «Компания – Партнер – Пользователь».

«Компания» продает продукт или услугу через «Партнера», который переупаковывает этот продукт в глобальное предложение для «Пользователя». «Компания» не имеет контрактных отношений со своими конечными клиентами.

«Компания» продает продукт или услугу через «Партнера», который доставляет их «Пользователю» «как есть». У «Компании» есть контрактные отношения со своими конечными клиентами.

Несколько компаний «Компания А», «Компания Б» совместно предоставляют свои предложения: каждая сторона приносит некоторую компоненту глобального решения. Связь может быть слабой (со-контрактинг / консорциум) или сильная (совместное предприятие: создание юридической структуры с третьей стороной). «Компания А» поддерживает отношения с конечным клиентом и контроль над своим продуктом / услугой (напрямую или через созданную юридическую структуру) для своей части предлагаемого предложения.

Следует отметить, что число возможных бизнес-моделей может экспоненциально возрастать в зависимости от числа участвующих сторон взаимодействия.

Вместо заключения – что можно сделать прямо сейчас

Помните правила Джеффа Безоса: «Все должно быть связано через API, который может в будущем использоваться третьими сторонами».

Даже если на первых порах потребителями услуг будут только внутренние клиенты, то в будущем инфраструктура Open API позволит создавать новые, открытые сервисы. Построенная гибким способом Open API платформа позволит открыть и использовать новые возможности, создавать новые бизнес модели и более широко использовать активы – будь то инфраструктура или данные.

Со временем границы компаний будут стираться, и информационные экосистемы будут сливаться в единое пространство компаний-партнеров. Важно не упустить момент и присоединиться к набирающему скорость процессу цифровой трансформации.

Оставайтесь на связи!

Получайте подборки лучших
статей каждую неделю

Подпишись на новости компании и получай самую свежую и актуальную информацию!

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии: