Публикации

20.12.2017

СNews: Каким быть интернету вещей для телекома?

Рынок интернета вещей во всем мире растет и Россия – не исключение. Как операторы связи могут использовать его потенциал? Как меняется спрос на специализированные IoT-решения для телекома? Каковы требования к этим продуктам? Олег Ризаев – руководитель направления «Интернет вещей» компании «Петер-Сервис» отвечает на вопросы Cnews.

По оценкам GSMA, более 12 млн М2М-соединений в сетях сотовой связи зафиксировано в России в первой половине 2017. Можно ли говорить о заметной тенденции роста рынка интернета вещей?

 Рынок интернета вещей во всем мире – одно из наиболее перспективных технологических направлений. По нашим прогнозам, к концу 2018 количество М2М-соединений в России может увеличиться уже до 18 млн подключений. Чтобы понять, сколько это, давайте посмотрим на самый густонаселенный регион страны – Москву и Московскую область. Здесь проживает примерно 18 млн человек. Представьте, что в 2018 количество IoT-устройств, работающих только в сетях сотовой связи России, может превысить население Московской агломерации. А к 2020, по оценкам GSMA, эта цифра достигнет уже 26 млн соединений. Прямо сейчас происходят изменения в самых разных отраслях бизнеса, в том числе и в телекоме. Это мощный технологический тренд, за которым, очевидно – будущее.

От чего зависит развитие этого сегмента в России?

Успех проектов в сфере IoT зависит от многих факторов. Это готовность и бизнеса, и государства принять правила игры и активно строить новую экосистему. Развивать инфраструктуру, продвигать инновационные идеи, осваивать новые бизнес-модели, разрабатывать современные ИТ-решения. Необходима синергия между всеми игроками, обмен компетенциями и опытом. Один из примеров — совместные проекты создания и внедрения как типовых вертикальных решений, так и специализированных программных продуктов на стыке телекоммуникационных и ИТ-технологий, которые можно быстро адаптировать под крупных корпоративных клиентов.

Как телеком-компании могут использовать потенциал растущего цифрового рынка?

На протяжении последних лет глобальный телеком-рынок развивался под влиянием двух заметных тенденций. С одной стороны – перенасыщение отрасли, стагнация абонентской базы, снижение доходов операторов от традиционных услуг связи. С другой – поиск новых бизнес-моделей и нестандартных услуг, в том числе на рынке интернета вещей. По нашим оценкам, количество IoT-абонентов не только в России, но и во всем мире постоянно увеличивается – на 10-30% в год. Успех операторов на IoT-рынке варьируется в зависимости от общей доходности и развитости рынков. Например, группа Vodafone во втором квартале 2017 заработала на IoT-сервисах 183 миллиона евро, что на 15,1% выше, чем год назад. Поэтому выгоды для телеком-компаний очевидны: возможность освоить новые сегменты цифрового рынка, нарастить абонентскую базу за счет IoT-устройств, получить дополнительные источники дохода.

Внедрение в свои бизнес-модели новых цифровых сервисов потребует от операторского бизнеса и новых ИТ-решений. Как меняется спрос на IoT-решения для телекома?

Мировой рынок предлагает несколько сотен IoT-платформ – от платформенных решений, до разнообразных вертикальных решений «под ключ». Они отличаются своими функциональными возможностями, степенью готовности, соответствия требованиям клиента, и, конечно, стоимостью. С 2012 мы разрабатываем линейку продуктов для рынка интернета вещей, которая не уступает мировым лидерам в этом сегменте и соответствует международным стандартам в области IoT. Три года наши продукты успешно эксплуатируются операторами уровня Tier-1/2, позволяя им быстро создавать монетизируемые сервисы и запускать новые услуги во всех B2X сегментах. Например, мы разработали комплексную платформу управления подключениями Connectivity Management Platform. Она эксплуатируется у крупнейшего российского оператора связи.  На текущий момент поддерживает и обеспечивает дополнительными сервисами более 2 млн М2М-подключений. С ее помощью операторы получают единую точку контроля и управления SIM-картами, установленными в IoT-оборудовании. В результате уменьшаются операционные затраты и вводятся новые модели монетизации IoT-абонентов.

А какие преимущества получают клиенты оператора?

Корпоративные и коммерческие клиенты оператора обеспечиваются набором инструментов по контролю подключённых устройств. Как типовых: управление SIM-картами, операционная и аналитическая отчетность, контроль баланса. Так и тех, которые нельзя реализовать без «доступа» к инфраструктуре оператора: диагностика качества сети, контроль смены устройства, местоположение устройства по информации базовых станций.

Исходный текст