Публикации

14.04.2017

«Стандарт»: Всегда быть первыми

«Петер-Сервис» вот уже 25 лет является лидером рынка OSS/BSS для операторов связи в России. Его решениям доверяют более 50 операторов, обслуживающие 200 млн абонентов по всему миру. Об истории компании и трендах отрасли редактору журнала «Стандарт» Ксении Прудниковой рассказал генеральный директор АО «Петер‑Сервис» Игорь Горьков.

3 марта АО «Петер-Сервис» исполнилось 25 лет. В 1992 году компания могла выбирать из множества направлений в ИКТ, почему выбор пал именно на телеком?

– Начать деятельность с написания программ для сотовой связи в 1992 году было смелым решением. Тогда мобильно­го бизнеса по большому счету еще не существовало, при­чем не только в России, но и в мире. Это было равнозначно созданию ПО в сфере искусственного интеллекта или умно­го транспорта в наши дни: успех не гарантирован, но пер­спективы открываются огромные. Мы выбрали новый рынок, и его бурный рост продлился более 20 лет, что позволило реализовать множество проектов для операторов и вырасти в ту компанию, которой мы являемся сегодня. О своем вы­боре мы ни разу не пожалели.

Рост телеком-рынка во всем мире замедляется. Как в этих условиях выстраиваются отношения оператор-вендор?

– Первое, о чем думают операторы, – оптимизация расхо­дов. В отношении ИТ это означает переход к SDN и NFV, а также к более гибким системам OSS/BSS. Не менее важ­ная задача – выход в новые сегменты: цифровые сервисы, мобильные финансы, IoT. И первое, и второе подразуме­вает частичную или полную замену ИТ-систем. Именно по­мощь в трансформации ИТ – то, чего сегодня ждут опера­торы от вендоров. И мы как компания наиболее активны именно в этом направлении.

Компания «Петер-Сервис» завершила в 2016 году ряд проектов для иностранных операторов. С чем связана активность за рубежом?

– Мы работаем на внешнем рынке с 1999 года. В прошлом году зарубежных проектов действительно стало больше. Ключевым для компании всегда был российский рынок, и нашей целью было развивать иностранное направление не в ущерб отечественному. Когда появилась возможность осуществлять больше зарубежных проектов за счет приме­нения лучших наработок из российской практики, без ухода в параллельное направление деятельности, мы тут же ею воспользовались. Текущий уровень развития отечественных телеком-компаний – наших основных клиентов – уже близок к уровню развитых мировых операторов, и мы можем быть одинаково успешными как внутри страны, так и за рубежом, развивая единый портфель продуктов. Поэтому в будущем мы продолжим наращивать активность на внешних рынках и будем постепенно трансформироваться в международную компанию с российскими корнями

Операторы, однажды выбравшие «Петер-Сервис» в каче­стве поставщика, крайне редко отказываются в дальней­шем от ваших услуг. Что помогает их удерживать?

– Вы правильно заметили, что если уж клиенты выбирают «Петер-Сервис», то остаются с нами надолго. Я бы сфор­мулировал ответ следующим образом. За 25 лет истории компании рынок пережил несколько трансформаций, ныне­шняя – только одна из них. И нам удавалось в ходе каждой предлагать клиентам модель изменений, которая в наиболь­шей степени соответствовала их интересам. В эти же перио­ды нам удавалось приобретать и новых клиентов, что проис­ходит и по сей день.

Можно ли использовать опыт предыдущих трансформа­ций бизнеса в текущих условиях?

– Цифровая трансформация имеет одно принципиально от­личие. Если предыдущие периоды преобразований сменя­лись периодами спокойной деятельности, как это было после запуска первых биллинговых систем в 1990‑х и после перехо­да к конвергентным решения и real-time-процессам в 2000‑х, то теперь изменения в ИТ-инфраструктуре будут происхо­дить намного чаще и на разных уровнях. Цифровизации под­вергнется не только внешний контур деятельности операто­ров в части оказываемых абонентам услуг, но и внутренний, в частности управленческие модели, методологии разработ­ки продуктов, корпоративные ИТ-ресурсы. К этому операто­рам нужно быть готовыми.

Кто из операторов в России и мире уже начал движение в данном направлении?

– В той или иной степени, все мобильные и крупнейшие фиксированные операторы в России находятся в стадии трансформации ИТ-систем. За рубежом ситуация различается от рынка к рынку, но общий вектор тот же. Наибольший интерес к трансформации проявляют крупные опера­торы и телеком холдинги, так как в их случае работа­ет принцип экономии за счет масштаба, и эффект от про­водимой модернизации они могут ощутить быстрее.

Какими соображениями руководствуются операторы при выборе вендора для про­ведения преобразований?

– Так как трансформация OSS/BSS – это очень масштабный и длительный процесс, в первую очередь заказчик оцени­вает надежность вендора, его способность довести про­ект до конца. Немаловажным фактором является гибкость. Ведь трансформацию можно осуществлять разными спо­собами: через постепенную замену отдельных узлов, через запуск greenfield, через построение модели best of breed. Миграция абонентов со старой системы на новую может быть последовательной либо единовременной, частичной либо полной. Вендор должен продемонстрировать, что он может провести трансформацию именно в той форме, кото­рая нужна оператору.

Клиентам компании доступны все перечисленные вами способы трансформации?

– Да. Наша продуктовая стратегия предполагает, что мы можем поставлять ключевые узлы для ИТ-системы опе­ратора, например, OCS, PCRF, PRM или M2M/IoT, отдель­но от других компонентов BSS. Количество таких продук­тов в нашем портфеле продолжает расти. За счет исполь­зования открытых интерфейсов они могут быть скомпо­нованы с ПО сторонних вендоров либо с существующим ИТ-ядром оператора. Это позволяет реализовать мо­дель best of breed. В отношении трансформации по моде­ли greenfield у нас тоже достигнуты значительные успе­хи. Еще в 2014 году мы вывели нашу BSS нового поколе­ния на показатель 100 млн одновременно поддерживае­мых абонентов, в 2016‑м тесты подтвердили способность этой системы обрабатывать 1,5 млрд событий в сутки, что является крайне высоким показателем для отрасли. Это значит, что любой оператор связи в России может уже се­годня перевести всю абонентскую базу на нашу BSS и по­лучить преимущества, которые позволят ему стать цифро­вым провайдером.

Именно партнерство может стать основой новой бизнес-модели операторов на следую­щие пять-десять лет.

Что «Петер-Сервис» вкладывает в понятие «BSS нового поколения»?

– Ее базовые черты – модульность и четкое разделение на по­нятные для оператора компоненты, соответствующие международной классификации TM Forum. BSS также поддерживает все современные возможности для телеком-оператора: Интернет вещей, мобильную коммерцию, MNP, запуск MVNE/MVNO. Взаимодействие со всеми системами в рамках новой BSS яв­ляется простым и прозрачным для оператора, для его партне­ров, подключенных по модели multi-tenancy, и для абонентов, которым доступны платежи и работа со счетом через любые современные интерфейсы.

Как вы оцениваете перспективы операторов в сфере ци­фровых сервисов для абонентов? Готова ли к этому их инфраструктура?

– Все возможности для запуска и продвижения цифровых сервисов у операторов есть, начиная от обширной абонент­ской базы и каналов коммуникации с ней и заканчивая по­нятным способом оплаты и сформировавшейся у пользо­вателя привычкой регулярно пополнять счет телефона. Остается только найти те сервисы, которые будут вос­требованы аудиторией, для всего остального можно ис­пользовать возможности со­временных ИТ-систем, а при необходимости прибегать к помощи вендоров или к покупке готовых цифро­вых бизнесов.

Что необходимо оператору для того, чтобы успешно конкурировать с «цифровыми за­хватчиками» на этом поприще?

– Первое – лояльность пользователей. Ключ к будущему успе­ху заключается в запуске новых сервисов, для этого абоненты должны быть готовы доверять оператору свои данные и но­вые потоки платежей. Второе – развитая ИТ-инфраструктура. Помимо замены OSS/BSS и внедрения SDN/NFV рынок готов предложить множество новых решений, которые стали до­ступны благодаря повсеместному применению Agile, DevOps и других новейших методов разработки. Третье – готовность наращивать количество партнеров, как вендоров, так и пред­ставителей цифровых бизнесов. Именно партнерство может стать основой новой бизнес-модели операторов на следую­щие пять-десять лет.

Где в этом году компания собирается провести Telco CTO Summer Summit?

– Мы по традиции проведем его в Санкт-Петербурге. Я на­помню, что это мероприятие организовано нами в каче­стве площадки, которая собирает CTO/CIO лидирующих ком­паний телеком-рынка, как российских, так и зарубежных. В этом году девиз саммита – «Трансформируемся вместе», наши гости смогут поделиться опытом изменений и по­пытаются найти для себя наилучшие модели трансформа­ции в ходе общения с коллегами из других компаний-опе­раторов, с представителями вендоров, цифрового бизнеса и профильных государственных структур. Telco CTO Summer Summit 2017 состоится 22‑23 мая, уже можно подать заявку на участие в качестве гостя или спикера. Все участники так­же смогут в ходе саммита ознакомиться с новейшими раз­работками компании «Петер-Сервис».

 

Исходный текст: журнал "Стандарт", №3 (170), март 2017