Статьи

28.08.2017

Open API: строим свою цифровую платформу

Открытые программные интерфейсы (Open API) существуют уже давно, но в эпоху цифровой трансформации они перестают быть лишь инфраструктурным элементом, а начинают играть ключевую роль в создании платформенной экономики.

Open API являются основой построения digital-экосистемы, обеспечивая ее целостность и связывая элементы как внутри цифровой платформы сервис-провайдера, так и снаружи.

API-протокол обеспечивает реализацию двух основных свойств платформенной бизнес-модели – модульности и возможности запуска любых цифровых сервисов на ее основе.

Модульность – основное преимущество

В первую очередь, Open API позволяет интегрировать все внутренние приложения системы и наладить их взаимодействие. Даже если оператор использует BSS, состоящую из продуктов только одного вендора, использование API для связи продуктов имеет очевидные преимущества.

Громоздкая монолитная система становится набором элегантно связанных модулей, которые можно безболезненно подключать и отвязывать. Такой подход облегчает жизнь разработчикам, делает систему гораздо более прозрачной и понятной: API помогают ликвидировать дублирование функций и бизнес-процессов несколькими приложениями системы, ускоряют интеграцию компонентов, облегчают внесение комплексных изменений. Все это повышает гибкость BSS-решения и его способность к быстрым изменениям.

Кейс: Интеграция продуктов «Петер-Сервис»

Продукты «Петер-Сервис» интегрированы с помощью решения OPENAPI_ESB, которое предоставляет управляемое, полностью документированное и расширяемое API. К примеру, OPENAPI_ESB используется для связи портала обслуживания клиентов оператора с базой данных, продуктовым каталогом и CRM.

Особое значение Open API приобретает для последователей подхода Best-of-Breed, использующих мульти-вендорную инфраструктуру. В этом случае Open API обеспечивает бесшовную и быструю интеграцию продуктов различных поставщиков в единую бизнес-систему.

Кейс: Интеграция продуктов «Петер-Сервис» со сторонними решениями

К примеру, OPENAPI_ESB обеспечивает связь BSS «Петер-Сервис» с системой маркетинговых коммуникаций другого поставщика. Благодаря этому становится возможным добавление рекламных «хвостов» в USSD-сообщениях абонентам.

Также OPENAPI_ESB позволяет интегрировать решение «Петер-Сервис» с различными ERP-системами (SAP, 1C, AXAPTA и др.).

Запуск digital-сервисов

Именно в этом направлении раскрывается огромный потенциал Open API для развития цифровой экономики. Open API превращает систему телеком-оператора в открытую digital-платформу, способную формировать вокруг себя экосистему партнеров. Оператор становится центром создания и предоставления цифровых сервисов, а значит, не только выживает в гонке цифровой трансформации, но и становится ее лидером и незаменимым игроком.

Каким образом это происходит?

Open API открывают систему оператора для партнеров, позволяя им легко подключаться к ней и разрабатывать сервисы, используя ее функциональность и данные. Оператор самостоятельно определяет, какие функции предоставлять внешним потребителям и полностью контролирует их использование. При этом весь сложнейший backend системы остается для партнеров невидимым.

В результате платформа дает возможность подключать к ней любого партнера оператора: дилеров, разработчиков, контент-провайдеров, ритейл, сотрудничество с которыми позволяет CSP быстро запускать новые сервисы.

Кейс: Мобильные платежи

С помощью OPENAPI «Петер-Сервис» реализуется сервис мобильных платежей, который позволяет абоненту оплачивать покупки с мобильного лицевого счета. Open API связывает систему «Петер-Сервис» с Payment Gateway (PG) – мастер-системой проведения мобильных платежей и переводов. Через PG запрос абонента об оплате товара поступает в биллинговую систему. PG с помощью Open API проверяет все заданные ограничения и производит перевод денежных средств на счет банка в пользу поставщика товара/услуг.

Open API как продукт

Для того, чтобы открыть функциональность своей сети сторонним потребителям через API, оператору необходимо не только разработать API, но и построить целостную API-систему, которая включает в себя создание API, управление ими, портал для партнеров с полной документацией, SDK, возможностями самообслуживания и аналитики, и, конечно же, реализацию схем монетизации API. Одним из важнейших вопросов является обеспечение безопасности систем оператора при доступе к ним множества партнеров.

Такая API-платформа открывает сразу два подхода для получения дохода. Первый подход – извлечение прибыли от запуска новых digital-сервисов, разработанных совместно с партнерами, по модели revenue share.

Вторая опция – продажа Open API как продукта. В этом случае партнеры платят напрямую оператору за использование его API.

Резюме

Open API является движущей силой платформенной digital-экономики и одним из главных стратегических активов компаний на пути цифровой трансформации.

Телеком-операторам Open API дает возможность перейти от традиционной бизнес-модели и цепочки создания ценности к модели B2B2X, предоставляя цифровые сервисы любому количеству и типу пользователей.

Внедрение Open API позволяет CSP:

  • сделать свою систему более гибкой, способной к быстрым изменениям, простой в разработке и эксплуатации;
  • реализовать микросервисную архитектуру;
  • бесшовно интегрироваться с решениями других вендоров;
  • снизить издержки и time-to-market новых сервисов и продуктов;
  • быстро запускать собственные digital-сервисы и интегрироваться с любыми партнерами, создавая широкую партнерскую сеть;
  • открыть новые, дополнительные источники дохода.